Музыка
Программа курса «Музыка» для 1-4 классов разработана на основе примерной программы, Стандарта и Примерной программы по музыке для общеобразовательных учреждений/ В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.
Музыкальный материал: Г. Струве, стихи К. Ибряева Мы теперь ученики (пение)
Музыка окружающего мира. Воплощение в музыке детских фантазий, настроений и чувств.
Музыкальный материал: Г. Струве, стихи В. Викторова Веселая песенка (пение)
Музыка окружающего мира. Воплощение в музыке (искусстве) образов природы. Музыкально визуальные ассоциации в восприятии образов природы.
Музыкальный материал: Г. Струве, стихи Н. Соловьевой. Так уж получилось (пение)
Отражение темы «золотой осени» в музыке, живописи, поэзии. Нежные, спокойные настроения человека при восприятии ранней осенней поры.
Музыкальный материал:В. Иванников,стихи Т. БашмаковойОсенняя сказка (пение);А.Филиппенко, стихи В. Куковской Мы на луг ходили (пение, музыкально ритмические движения)
Выражение в музыке грустных, печальных настроений, воплощающих состояние прощания с летом (данная тема дается как контраст предшествующей теме)
Музыкальный материал: П. Чайковский. Ноктюрн, соч. 19 No 4. Фрагмент (слушание); В. Николаев, стихи И. Сусидко. Песенка об осеннем солнышке (пение, музыкальноритмические движения); В. Николаев, стихи Н. Алпаровой. На прогулку под дождем (пение, музыкально-ритмические движения)
Первое знакомство с теорией музыки. Динамика (громко — тихо). Воплощение в музыке громких и тихих звучаний как подражание эффекту эха.
Музыкальный материал: Е. Поплянова, стихи Н. Пикулевой. Эхо (пение, игра на детских музыкальных инструментах, театрализация); Е. Поплянова, стихи В. Татаринова. Камышинка- дудочка (пение, импровизация)
Что такое каникулы? Знакомство с понятием темп в музыке. Темпы быстрые и медленные.
Музыкальный материал: М. Мусоргский Балет невылупившихся птенцов. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание); Г. Струве, стихи В. Викторова. Переменка (пение); повторение песенного материала по выбору учителя (учащихся)
Многообразие танцев. Характерные особенности некоторых танцевальных жанров: вальса (кружение, плавность), польки (оживленность, задор).
Музыкальный материал: Д. Шостакович Вальс- шутка (слушание); А. Спадавеккиа, стихи
Е. Шварца Добрый жук (слушание) Потанцуй со мной, дружок Немецкая народная песня (пение, музыкально- ритмические движения); Гусята. Немецкая народная песня (пение)
Русская народная пляска, ее связь с жизнью и бытом русского народа. Отличительные особенности плясовой и хороводной музыки.
Музыкальный материал: Камаринская (в исполнении оркестра русских народных инструментов, слушание); Во поле береза стояла. Русская народная песня (в сольном исполнении, слушание); Ах вы, сени. Русская народная песня, обработка В. Агафонникова (игра на детских музыкальных инструментах)
Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами по изображениями, представленным в учебнике. Художественно-выразительные возможности оркестра русских народных инструментов.
Музыкальный материал: Светит месяц. Русская народная песня (в исполнении оркестра русских народных инструментов, слушание); Во поле береза стояла. Русская народная песня (в исполнении оркестра русских народных инструментов, слушание);
Коробейники. Русская народная песня (игра на детских музыкальных инструментах)
Многообразие маршей. Роль маршевой музыки в жизни человека. Сказочный марш в балете П. Чайковского «Щелкунчик».
Музыкальный материал: П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков. Из «Детского альбома» (слушание);
Встанем в круг. Английская народная песня (пение, музыкально-ритмические движения
Знакомство с фортепианным циклом П. Чайковского «Детский альбом». Сравнение пьес «Болезнь куклы» и «Новая кукла» на уровне настроений, переживаний, чувств.
Музыкальный материал: П. Чайковский. Болезнь куклы. Новая кукла. Из «Детского альбома» (слушание); Г. Струве, стихи В. Семернина. Маленькая мама (пение, импровизация).
Знакомство с литературно-музыкальной композицией (В. Одоевский. «Городок в табакерке» — А. Лядов. «Музыкальная табакерка»). Обращение внимания на воспитательный аспект, касающийся бережного отношения к музыкальному инструменту.
Музыкальный материал: А. Лядов. Музыкальная табакерка (слушание); Г. Струве, стихи И. Соловьевой. Пестрый колпачок (пение, музыкально-ритмические движения);
Р. Шуман.Дед Мороз. Из фортепианного цикла «Альбом для юношества». Фрагмент (слушание); Г. Вихарева. Елочка любимая (пение)
Выражение волшебного новогоднего настроения в музыке балета П. Чайковского «Щелкунчик».
Выразительные и изобразительные свойства тембра челесты.
Музыкальный материал: П. Чайковский. Вариация II. Из балета «Щелкунчик». Фрагмент (слушание);
Отражение зимних образов природы в музыке. Музыкальная изобразительность в «Вальсе снежных хлопьев» П. Чайковского.
Музыкальный материал: П. Чайковский Вальс снежных хлопьев из балета «Щелкунчик». Фрагмент (слушание); Н. Перунов Белый пух; Мороз, мороз. Попевки (пение, импровизация); М. Красев, стихи С. Вышеславцевой Зимняя песенка (пение)
Знакомство с нотной грамотой. Названия нот. Начальные представления о звуковысотности.
Музыкальный материал: В. Герчик, стихи Н. Френкель Нотный хоровод (пение); А. Островский, стихи З. Петровой До, ре, ми, фа, соль... (пение)
Разыгрывание сюжета русской народной песни «Теремок» с применением детских музыкальных инструментов.
Музыкальный материал: Теремок Русская народная песня, обработка В. Агафонникова (игра на детских музыкальных инструментах)
Знакомство с праздником Масленицы через народное и профессиональное творчество.
Сравнение характера музыки «Русская» И. Стравинского и картин «Масленица» Б. Кустодиева, «Петербургские балаганы» А.Бенуа.
Музыкальный материал: И. Стравинский Русская. Из балета «Петрушка». Фрагмент (слушание); Едет Масленица дорогая Русская народная песня (пение); Мы давно блинов не ели Попевка (пение, импровизация);
Перед весной. Русская народная песня. Из сборника «Детские песни» под редакцией П. Чайковского (пение)
Ноты как знаки фиксации музыкального текста. Запись нот на нотоносце.
Музыкальный материал: Г. Стуве, стихи Н. Соловьевой. Песенка о гамме (пение)
Весенний вальс как музыкальное поздравление в день 8 Марта.
Музыкальный материал: А. Филиппенко, стихи Т. Волгиной Весенний вальс (пение);
Е. Соколова Сегодня мамин день (пение)
Выражение весеннего настроения на картине «Мартовское солнце» К. Юона и в «Песне жаворонка» П. Чайковского
Яркие, звонкие, солнечные краски; преобладание мажорного колорита, оживленный темп, светлые регистры.
Музыкальный материал: П. Чайковский Песня жаворонка. Из «Детского альбома» (слушание); Ой, бежит ручьем вода Украинская народная песня, обработка К. Волкова (пение, игра на детских музыкальных инструментах); Веснянка Украинская народная песня (пение)
Знакомство по изображению с главными участниками детского музыкального театра — артистами, дирижером, оркестрантами.
Правила поведения в театре.
Музыкальный материал: И. Стравинский У Петрушки. Из балета «Петрушка». Фрагмент (слушание); И. Брамс Петрушка (пение, игра на детских музыкальных инструментах, театрализация)
Продолжение и развитие темы «Природа просыпается». Светлые, радостные мелодии в музыке («Весенняя песня» В.А. Моцарта, тема «весеннего произрастания» из балета «Весна священная» И. Стравинского) как олицетворение весеннего времени года.
Грустные, печальные мелодии в музыке. Их связь с музыкальными образами.
Музыкальный материал: И. Стравинский. Тема «весеннего произрастания». Из балета «Весна священная» (слушание); В. А. Моцарт, стихи Кр. Овербека Тоска по весне (слушание); П. Чайковский Старинная французская песенка. Из «Детского альбома» (слушание); В. Николаев, стихи Н. Алпаровой. Песня ручья (пение); Я. Дубравин, стихи Е. Руженцева Капли и море (пение)
Восприятие разных времен суток через музыкальные и изобразительные ассоциации.
Выражение этих ассоциаций в мелодиях музыкальных произведений.
Музыкальный материал: Р. Шуман Май, милый май, скоро ты вновь настанешь! Из фортепианного цикла «Альбом для юношества». Фрагмент (слушание); В. А. Моцарт, русский текст С. Свириденко Колыбельная (слушание); С. Прокофьев Ходит месяц над лугами из фортепианного цикла «Детская музыка» (слушание); Е. Поплянова, стихи Н. Пикулевой. Песенка про двух утят (пение)
Знакомство с музыкальными инструментами — арфой, флейтой, пианино, скрипкой - по изображению и звучанию. Тембровая специфика этих инструментов.
Музыкальный материал: С. Прокофьев Тема птички из симфонической сказки «Петя и волк» (соло флейты, слушание); К. Дебюсси Лунный свет из «Бергамасской сюиты». Фрагмент (соло арфы, слушание); Н. Римский-Корсаков Тема Шехеразады из симфонической сюиты «Шехеразада» (соло скрипки, слушание); Е. Тиличеева, стихи А. Гангова Догадайся, кто поет (пение); Г. Левкодимов, стихи Э. Костиной Веселые инструменты (пение, игра на детских музыкальных инструментах, импровизация)
В основе содержания рассказ Н. Носова «Как Незнайка был музыкантом». Методом «от обратного» постигается главный смысл содержания урока: «какие качества необходимы музыканту для достижения намеченного результата».
Музыкальный материал: М. Завалишина, стихи И. Андреевой Музыкальная семья (пение, театрализация)
Что такое концерт. Участники концерта. Правила поведения на концерте.
Музыкальный материал: Р. Дементьев, стихи И. Векшегоновой Необычный концерт (пение)
Роль музыки в мультфильмах. Выражение средствами музыки характеров главных персонажей в мультфильме «Карандаш и ластик».
Музыкальный материал: А. ШниткеRondo. Из «Соnсеrtо grosso» No 1 для двух скрипок, клавесина, препарированного фортепиано и струнного оркестра (звучит в мультфильме «Карандаш и ластик» из мультсериала «Карусель»). Фрагмент (слушание); Б. Савельев, стихи А. Хайта Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда» (слушание); В. Шаинский, стихи Э. Успенского Голубой вагон из мультфильма «Старуха Шапокляк» (пение); Ю. Тугаринов Добрые волшебники (пение)
В основе содержания идея победы добра над злом, идея коллективного единения в противостоянии злым силам. Знакомство с понятиями опера, музыкальный образ. Выражение характеров героев в детском музыкальном спектакле через интонационные сферы — лирическую, драматическую, народно- танцевальную.
Музыкальный материал: В. Алеев, стихи неизвестного автора Песня графа Вишенки из детского спектакля «Чиполлино» (слушание или пение, театрализация); В. Алеев, стихи С. Маршака Песня синьора Помидора. Из детского спектакля «Чиполлино» (слушание или пение, театрализация); В. Алеев, стихи С. Маршака Я— веселый Чиполлино. Заключительный хор из детского спектакля «Чиполлино» (слушание, пение, театрализация).
Содержание 2 класса«Музыкальная прогулка»
Музыкальная прогулка в мир природы. Наблюдения за звучащей природой. Песня — верный спутник музыкальной прогулки.
Музыкальный материал: Т. Чудова На полянке. Из цикла «Шесть пьес для фортепиано» (слушание); С. Прокофьев Кузнечики и стрекозы Из балета «Золушка» (слушание);В. Шаинский,стихиМ. Пляцковского Мир похож на цветной луг (пение, музыкально-ритмические движения)
Музыкальная прогулка в мир волшебных сказок и фантазий. Отражение в музыке впечатлений от выставки рисунков (М. Мусоргский. «Картинки с выставки»).
Музыкальный материал: М. Мусоргский Прогулка; Избушка на курьих ножках (Баба Яга); Балет невылупившихся птенцов. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание); А. Заруба, стихи Р. Сефа. Странное дело (пение); С. Соснин, стихи П. Синявского До чего же грустно (пение)
Как исстари встречали осень: праздники Осенины и Госпожинки. Музыкально- театральные атрибуты праздника матушки- Осенины.
Музыкальный материал: Серпы золотые Русская народная попевка(пение); Осень Русская народная песня (пение); «Восенушка- осень Русская народная песня- закличка (пение); Ю. Чичков, стихи И. МазнинаОсень (пение)
Знакомство с творчеством Н. Римского-Корсакова на примере фрагмента «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». Музыкально- зрительные ассоциации в музыке фрагмента.
Музыкальный материал: Н. Римский- Корсаков Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане». Фрагмент (слушание); Н. Римский- Корсаков Белка. Из оперы «Сказка о царе Салтане». Аранжировка для детского оркестра Г. Струве (игра на детских музыкальных инструментах); Г. Струве, стихи А. Пушкина «Ветер по морю гуляет...» (пение); Во саду ли, в огороде Русская народная песня (игра на детских музыкальных инструментах
Знакомство с жанром оперы (на примере фрагментов из оперы Н. Римского- Корсакова «Садко»). Роль русских народных сказок, былин, песен в творчестве Римского- Корсакова.
Музыкальный материал: Н. Римский- Корсаков Окиан- море синее; Хороводная песня Садко. Из оперы «Садко» (слушание); У меня ль во садочке Русская народная песня, обработка Н. Римского- Корсакова
Междисциплинарная тема. Произведения искусства и их создатели — поэты, художники, композиторы. Отражение в произведениях искусства темы осени. Сравнение настроений и характеров изучаемых произведений.
Художественный материал:
Музыка С. Прокофьев Вариация Феи осени. Из балета «Золушка» (слушание). Поэзия А. Плещеев «Миновало лето».
Живопись В. Бялыницкий- Бируля Задумчивые дни осени; И. Левитан Осень.
Песенный репертуар: Г. Попатенко, стихи Е. Авдиенко Листопад (пение); Д. Васильев-Буглай, стихи А. Плещеева Осенняя песенка (пение)
Мажор и минор в музыке как выразители веселых и грустных настроений. Контраст мажора и минора
Музыкальный материал: Р. Шуман Веселый крестьянин, возвращающийся с работы. Из фортепианного цикла «Альбом для юношества» (слушание); Л. Бетховен, русский текст Н. Райского Сурок (слушание); Д. Кабалевский Клоуны (слушание); Перепелочка Белорусская народная песня (пение); В. Шаинский, стихи М. МатусовскогоВместе весело шагать (пение)
Знакомство с жанром частушки (происхождение, особенности содержания и исполнения).
Музыкальный материал: Т. Попатенко, стихи М. Кравчука Частушки (пение); Подружки. Музыка и стихи народные, обработка Л. Абелян (пение); М. Раухвергер, стихи В. Мартынова Школьные частушки (пение); Мальчишечьи куплеты. На музыкальную тему «Тамбовские припевки», стихи народные (пение)
Мелодичность звуков окружающего мира. Мелодия как важнейшее средство музыкальной выразительности. Мелодическая фраза.
Музыкальный материал: Э. Григ, русский текст М. Слонова Песня Сольвейг. Из музыки к драматической поэме «Пер Гюнт» (слушание); Г. Струве, стихи Н. Соловьевой Моя Россия (пение)
Знакомство с творчеством В.А. Моцарта. Определение важнейших стилевых особенностей творчества композитора (преобладание светлых, радостных настроений, оживленных мелодий) на примере «Маленькой ночной серенады».
Музыкальный материал: В. А. Моцарт Маленькая ночная серенада IV часть. Фрагмент (слушание); В. А. Моцарт, русский текст А. Лейкиной Волшебные колокольчики. Фрагмент хора «Послушай, как звуки хрустально чисты» Из оперы «Волшебная флейта» (пение, игра на детских музыкальных инструментах)
Многообразие музыкальных интонаций. Связь музыкальных интонаций с характером и образом музыкальных персонажей. Исполнительская интонация.
Музыкальный материал: С. Прокофьев, стихи А. Барто Болтунья (слушание); В. Алеев, стихи неизвестного автора. Песня графа Вишенки. Из детского спектакля «Чиполлино» (слушание); Е. Поплянова, стихи Н. Пикулевой Дождик (пение); Как на тоненький ледок. Русская народная песня, обработка М. Иорданского (пение, театрализация)
Знакомство с нотными длительностями. Выбор композиторами долгих и коротких длительностей для воплощения различных музыкальных образов.
Музыкальный материал: М. Мусоргский. Лимож. Рынок (Большая новость); Катакомбы (Римская гробница) Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание); Ю. Литовко Веселые лягушки (пение)
Знакомство по изображению и по звучанию с органом. Устройство органа. Возможности органа в воплощении различных тембровых звучаний. Запись нот низких регистровв басовом ключе.
Музыкальный материал: И. С. Бах Токката ре минор. Из цикла «Токката и фуга» для органа. Фрагмент (слушание); И. С. Бах Органные хоральные прелюдии «И сон ангелов спустился с небес» ВWV 607; «О, как ничтожно мало, как мимолетно» ВWV 644 (слушание); И. С. Бах, русский текст Д. Тонского За рекою старый дом (пение).
Знакомство с жанром балета (на примере балета С. Прокофьева «Золушка»). Музыкальные персонажи в движении. Родственность слов балет и бал.
Музыкальный материал: С. Прокофьев Вальс; Полночь. Из балета «Золушка» (слушание); Т. Попатенко, стихи В. Викторова Котенок и щенок (пение).
Атмосфера праздничного волшебства в музыке балета П. Чайковского «Щелкунчик».
Торжество идеи победы добра над злом.
Музыкальный материал: П. Чайковский Увертюра; Сражение. Из балета «Щелкунчик». Фрагменты (слушание); В. Алеев, стихи Т. Науменко Песня Мышильды. Из детского спектакля «Щелкунчик» (слушание); В. Алеев, стихи Т. Науменко Песня Щелкунчика. Из детского спектакля «Щелкунчик» (слушание, пение)
Междисциплинарная тема. Отражение в произведениях искусства темы зимы. Сравнение настроений, характеров изучаемых произведений.
Художественный материал:
Музыка С. Прокофьев. Вариация Феи зимы. Из балета «Золушка» (слушание).
Поэзия Е. Баратынский Зима
Живопись Л. Фалькенборх Зимний пейзаж; Ф. Сычков Катание с гор.
Песенный репертуар: Ц. Кюи, стихи Е. Баратынского Зима
Музыкальные размеры 2/4; 3/4. Музыкальные такты, акценты. Воплощение размеров в музыкальных произведениях различных жанров на примере танцев — вальса (3/4), трепака и польки (2/4).
Музыкальный материал: П. Чайковский Вальс. Из балета «Спящая красавица». Фрагмент; П. Чайковский Трепак (русский танец). Из балета «Щелкунчик» (слушание); П. Чайковский Полька. Из «Детского альбома» (слушание); Г. Струве, стихи В. Викторова.
Я стараюсь (пение); Г. Струве, стихи М. Садовского Хор, хор, хор!(пение).
Воплощение размера 4/4 в музыкальных произведениях маршевого жанра (на примере марша Черномора из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»).
Музыкальный материал: М. Глинка Марш Черномора. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание); Л. Лядова, стихи М. Садовского Все мы моряки (пение)
Знакомство по изображению и звучанию с разновидностями фортепиано — роялем и пианино. Регистровые особенности фортепиано. Оркестровые возможности звучания инструмента. Сравнение тембрового звучания марша Черномора М. Глинки в исполнении симфонического оркестра и фортепиано.
Музыкальный материал: М. Глинка Марш Черномора. Из оперы «Руслан и Людмила» (в фортепианном исполнении, слушание); Н. Осминина, стихи Э. МифтяхетдиновойПушкинские сказки (пение).
Что такое музыкальный аккомпанемент. Взаимосвязь мелодии и аккомпанемента.
Аккомпанирующие музыкальные инструменты — рояль, гитара, музыкальный ансамбль. Выразительная и изобразительная роль музыкального аккомпанемента.
Музыкальный материал: П. Чайковский Вальс. Из «Детского альбома». Фрагмент (слушание); Г. Вольф, стихи Э. Мерике Садовник (слушание); М. Славкин, стихи из шотландской народной поэзии, перевод И. Токмаковой Лошадка пони (пение, игра на детских музыкальных инструментах)
«Музыкальное поздравление»: музыка в день 8 Марта (музыкально- воспитательная тема). Выбор школьниками песенного репертуара для праздничного концерта.
Музыкальный материал: П. Чайковский Мама. Из «Детского альбома» (слушание); М. Славкин, стихи Е. Каргановой Праздник бабушек и мам (пение); Э. Колмановский, стихи С. Богомазова Красивая мама (пение); М. Славкин, стихи Е. Каргановой Наоборот (пение)
Воплощение сказочно- мифологической темы в опере «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова. Органичность сочетания в музыке реального и вымышленного. Знакомство с фрагментами оперы.
Музыкальный материал: Н. Римский- Корсаков Вступление; Песня и пляска птиц; Первая песня Леля. Из оперы «Снегурочка» (слушание); М. Кадомцев, стихи Р. Копф Песенка о солнышке, радуге и радости (пение) Е. Крылатов, стихи И. Шаферана Ласточка (пение); В. Кикта, стихи В. Татариновой Веселый колокольчик (пение, игра на детских музыкальных инструментах)
Знаки альтерации в музыке; их назначение. Знакомство с диезами, бемолями, бекарами — главными «персонажами» темы по изображению и через разучивание песни «Особенные знаки».
Музыкальный материал: А. Алеев, стихи Т. Фоминой Особенные знаки (пение); В. Герчик, стихи Н. Френкель Нотный хоровод (пение); Г. Струве, стихи Н. Соловьевой Нотный бал (пение, игра на детских музыкальных инструментах).
Сатира и юмор в музыке (на примере рассказа В. Драгунского «Где это видано...» и песни В. Шаинского «Антошка»)
Музыкальный материал: В. Шаинский, стихи Ю. ЭнтинаАнтошка Из мультфильма «Веселая карусель» (пение).
Междисциплинарная тема. Отражение в произведениях искусства- поэзии, живописи, музыке — темы весны. Определение сходства произведений на уровне тематического и образного объединения.
Художественный материал:
Музыка Э. Григ Утро Из музыки к драматической поэме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Фрагмент (слушание).
Поэзия С. Дрожжин «Распустились почки, лес зашевелился...»
Живопись ПюБоннар Ранняя весна; Э. Мунк Солнце.
Песенный репертуар: С. Полонский, стихи Н. Виноградовой Весенняя песенка; В. Райн, стихи А. Толстого «Вот уж снег последний тает...» (пение)
Звуковая и тембровая красочность в музыке (на примере музыки балета И. Стравинского «Жар- птица»).
Музыкальный материал: И. Стравинский Появление Жар- птицы, преследуемой Иваном- царевичем; Пляс Жар- птицы. Из балета «Жар- птица» Фрагменты (слушание); Речка Русская народная песня (пение).
Знакомство по изображению и звучанию с музыкальным инструментом — клавесином.
Конструкция клавесина, ее отличие от конструкции фортепиано. Старинная танцевальная музыка в сопровождении клавесина (на примере танца гавота).
Музыкальный материал: И. С. Бах Гавот I. Из французской увертюры си минор ВWV 831 (в клавесинном исполнении, слушание); Г. Гладков, стихи В. Ливанова, Ю. Энтина.
Дуэт Принцессы и Короля. Из мультфильма «По следам бременских музыкантов» (слушание) И. Гайдн русский текст П. Синявского Старый добрый клавесин (пение).
Продолжение одноименной темы из 1 класса. Содержание темы предполагает закрепление у учащихся умения определять по изображению и звучанию музыкальные инструменты: орган, клавесин, фортепиано, арфу, колокольчики.
Музыкальный материал: О. Мессиан Страдания Иисуса (No 7) Из органного цикла «Рождество Господне» Фрагмент (слушание); И. С. Бах Итальянский концерт. I часть. Фрагмент (в клавесинном исполнении, слушание); С. Рахманинов Прелюдия ре мажор, соч. 23 No 4 (фортепиано, слушание); Б. Бриттен Вариация I. Из цикла «Вариации и фуга на тему Перселла (Путеводитель по оркестру для молодежи)» (соло арфы, слушание); С. Прокофьев Симфония No 7. I часть, заключительная партия (соло колокольчиков, слушание); В. Щукин, стихи С. Козлова Маленький кузнечик (пение).
Какую музыку и почему принято называть легкой (где звучит легкая музыка, ее назначение). Знакомство по изображению и на слух с некоторыми инструментами эстрадного оркестра.
Музыкальный материал: Б. БаккарахВсе капли дождя (слушание);Луиги.Браво, клоун! Песня из репертуара Э. Пиаф (слушание);А. Зацепин,стихиЛ. ДербеневаПесенка о медведях. Из кинофильма «Кавказская пленница» (слушание);Г. Гладков,стихи Ю. Энтина Песня друзей Из мультфильма «Бременские музыканты» (пение)
Роль музыки в кинофильмах. Драматургические особенности музыки в детских кинофильмах (на примере фильма «Игрушка»).
Музыкальный материал: В. КосмаМузыка к кинофильму «Игрушка» (слушание), А. Рыбников,стихи Ю. Энтина. Бу-ра- ти- но! Из телефильма «Приключения Буратино» (слушание, пение);А. Рыбников,стихи Ю. Кима Песня Красной Шапочки. Из телефильма «Про Красную Шапочку» (пение)
Знакомство по изображениям с ведущими театрами мира: Большим театром, Мариинским театром (Россия); театром Ла Скала (Италия); Грандопера (Франция).
Музыкальный материал:повторение песенного материала по выбору учителя (учащихся)
Содержание 3 класс «О чем рассказывает музыка».
Звуки природы как источник вдохновения творчества композиторов (на примере прелюдий «Паруса», «Ветер на равнине»К. Дебюсси).
Знакомство с жанром прелюдии.
Музыкальный материал: К. Дебюсси. Прелюдии «Ветер на равнине», «Паруса» (в синтезаторной обработке, слушание); М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. Волшебная палочка (пение); К. Певзнер, стихи А. Арканова, Г. ГоринаОранжевая песенка (пение); Ю. Чичков, стихи П. Синявского. Родная песенка (пение)
Звукоподражание в музыке. Его роль в передаче голосов природы, в обрисовке музыкальных образов. «Портрет» в музыке. Изобразительные свойства музыки в передаче портрета героя произведения, его характера и т. д.
Музыкальный материал: К. Дакен. Кукушка (слушание); С. Прокофьев. Джульетта- девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». Фрагмент (слушание); Кукушка. Швейцарская народная песня (пение); М. Старокадомский, стихи А. БартоЛюбитель_рыболов (пение)
Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ «Шествие гномов». Воплощение музыкального содержанияв трехчастной форме. Специфические особенности трехчастности: сходство крайних разделов, серединный контраст.
Музыкальный материал: Э. Григ. Шествие гномов (слушание) Г. Гладков, стихи из норвежской народной поэзии. Тролли (пение); А. Журбин, стихи П. Синявского. Смешной человечек (пение, импровизация).
Знакомство с вариационной формой. Сходство и отличия в вариационной форме. Изменения характера темы в условиях вариационного развития.
Музыкальный материал: П. Чайковский. Симфония № 4. IV часть Фрагмент (слушание);
В сыром бору тропина. Русская народная песня (пение)
Воплощение идеи победы добра над злом в опере М. Глинки «Руслан и Людмила».
Знакомство с жанром арии. Ария Руслана как важный драматургический номер оперы: изменение состояний от мрачного до победного, решительного.
Музыкальный материал: М. Глинка. Запев Баяна; Ария Руслана Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание); Е. Птичкин, стихи М. Пляцковского. Русская изба (пение)
Претворение мотивов русских народных сказок и былин в музыке отечественных композиторов. Сюжеты и герои. Эпические произведения искусства: характерные типологические особенности.
Музыкальный материал: Т. Чудова. Протяжная. Из цикла «Четыре пьесы для фортепиано» (слушание); А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская» I часть. Фрагмент (слушание); Ю. Антонов, стихи М. ПляцковскогоРодные места (пение)
Историческая, музыкально- патриотическая тема. Отражение патриотических черт русского характера в музыке хора «Вставайте, люди русские!» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». Контраст образов— русских освободителей и немецких рыцарей- крестоносцев — в музыке Прокофьева. Знакомство с жанром кантаты.
Музыкальный материал: С. Прокофьев. Ледовое побоище; Вставайте, люди русские! Из кантаты «Александр Невский» (слушание); Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Край, в котором ты живешь (пение)
Знакомство с формой музыкального рондо: история возникновения, строение (разделы формы, их особенности), характер содержания.
Музыкальный материал: Л. Бетховен. Ярость из- за потерянного гроша. Фрагмент (слушание); М. Глинка. Рондо Фарлафа. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание); В. Алеев, стихи Т. Науменко. Веселое рондо (пение, театрализация)
Многообразие музыкальных интонаций. Их связь с различными образными сферами.
Воплощение музыкальных интонаций в драматических и лирических произведениях.
Музыкальный материал: Л. Бетховен. Гремят барабаны (слушание); В. А. Моцарт. Концерт № 21 для фортепиано с оркестром. II часть (слушание); М. Мусоргский. С куклой. Из вокального цикла «Детская» (слушание); Л. Лядова, стихи И. Шаферана. Барабан (пение, игра на детских музыкальных инструментах); Ц. Кюи, стихи Е. Баратынского. Зима (пение); Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Добрый день! (пение)
Междисциплинарная тема. Знаки препинания в русском языке и «знаки препинания» в музыке. Их смысловое соотнесение и художественно- выразительное значение. Роль «знаков препинания» в строении музыкальной речи. Сравнение речевых и музыкальных интонаций.
Музыкальный материал: Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7 (слушание); Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть, главная партия (слушание); Г. Телеман, стихи Д. Штопле. Счастье (пение)
Отражение в музыке настроений, связанных с воспеванием красоты природы. Пейзаж в музыке (на примере пьесы «Ноябрь.На тройке» П. Чайковского).
Музыкальный материал: П. Чайковский. Ноябрь. На тройке. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание); Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Кабы не было зимы (пение, импровизация)
Праздник Рождества Христова. Его история, атрибуты. Обычаи празднования Рождества на Руси. Знакомство с жанром колядок.
Музыкальный материал: А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш...» (слушание); Н. Римский- Корсаков. Колядка дивчат. Из оперы «Ночь перед Рождеством». I действие (слушание); В. Алеев, стихи Т. Науменко. Если дети верят в чудо. Из детского спектакля «Щелкунчик» (пение); Е. Птичкин, стихи В. Степанова. Художник Дед Мороз (пение); Е. Крылатов, стихи Л. Дербенева. Песенка о снежинке (пение)
Значение колокольного звона в жизни русского народа. Большие и малые колокола, особенности их звучания. Воспроизведение колокольного звона в музыке русских композиторов.
Музыкальный материал: Ростовские колокольные звоны (слушание);Н. Римский_Корсаков, Вхождение в невидимый град. Из оперы «Сказание о невидимомграде Китеже и деве Февронии» (слушание);Колокольный звон. Музыка и стихи неизвестного английского автора (пение);Д. Тухманов, стихи Ю. Энтина. Колокольчик мой хрустальный (пение)
Причинная обусловленность возвышенного состояния души человека во время посещения службы в храме. Хоровое пение в храме. Смысл главного правила церковного пения. Характер церковных песнопений.
Музыкальный материал: М. Мусоргский. Пролог. Из оперы «БорисГодунов». Фрагмент (слушание);П. Чайковский. В церкви. Из «Детскогоальбома» (слушание);Небо и земля. Народное песнопение (пение)
Музыка на Руси (исторический аспект). Сочетание русской народной песенности и профессионального музыкального искусства в творчестве М. И. Глинки.
Музыкальный материал: М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслани Людмила». Фрагмент (слушание);М. Глинка, стихи В. Забилы. Ты, соловушка,умолкни (пение); М. Глинка. Арагонская хота. Обработка для детского оркестра Т. Бейдер. Фрагмент (игра на детских музыкальных инструментах)
Музыкально- патриотическая тема. Любовь к родной стороне (на примере Протяжной песни Садко из оперы Н. А. Римского- Корсакова «Садко»). «Одушевление» природы в музыке, духовное единение человека с природой.
Музыкальный материал: Н. Римский- Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, темная дубравушка». Из оперы «Садко» (слушание); М. Глинка, стихи А. Машистого. Патриотическая песня (слушание); Л. Афанасьев, стихи И. Шаферана. Гляжу в озера синие (пение)
Музыкально- патриотическая тема. Подвиг во имя Отечества: «Иван Сусанин» К. Рылеева и М. Глинки. Объединение в арии Сусанина черт эпического, драматического и лирического произведений. Причинность этого объединения.
Музыкальный материал: М. Глинка. Ария Ивана Сусанина; Хор «Славься». Из оперы «Жизнь за царя» (слушание); М. Глинка. Хор «Славься». Из оперы «Жизнь за царя». Обработка для детского оркестра Н. Ветлугиной (игра на детских музыкальных инструментах)
Старинный славянский праздник проводов зимы. Обычаи празднования Масленицы на Руси. Отражение обряда проводов Масленицы в музыкальных произведениях (на примере оперы И. Римского- Корсакова «Снегурочка»).
Музыкальный материал: Н. Римский- Корсаков. Хор «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка» (слушание); Н. Римский- Корсаков, стихи И. Устюжанина. Проводы зимы (пение); Перед весной. Русская народная песня, обработка В. Попова (пение)
Знакомство с полифонией в музыке. Имитация как важнейший прием полифонического письма. Роль имитации в форме фуги.
Музыкальный материал: С. Ляховицкая. Дразнилка (слушание); В. Шаинский. Веселая фуга (слушание); Со вьюном я хожу. Русская народная песня(пение)
Мир сказочных образов, игр и забав в музыкедля детей. Идея победы добра над злом в опере- сказке С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам».
Музыкальный материал: С. Прокофьев. Пятнашки. Из фортепианного цикла «Детская музыка» (слушание); С. Прокофьев. Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам» (слушание); В. А. Моцарт. Детские игры (пение)
Междисциплинарная тема. Музыкальные инструменты на картинах художников. Соотнесение сюжетов и образов живописных и музыкальных произведений, составляющих содержание темы.
Художественный материал:
Ж и в о п и с ь Караваджо. Лютнист; Ф. Гварди. Концерт; Д. Тенирс. Концерт семьи Тенирс на террасе; О. Ренуар. Урок игры на гитаре.
М у з ы к а Л. Нарваэс. Фантазия на тему «Guardamelasvасаs» («Охраняй моих коров») (звучание лютни, слушание); Г. Ф. Гендель. Siciliana; Аllеgrо. Из сонаты для флейты, виолончели и клавесина фа мажор (слушание); Ф. Таррега. Воспоминания об Альгамбре(звучание гитары, слушание).
Песенный репертуар: Б. Окуджава. Музыкант (слушание, пение)
Знакомство с некоторыми важнейшими правилами (советами), адресованными Р. Шуманом юным музыкантам.
Музыкальный материал: Много песен мы споем. Венгерская народнаяпесня (пение)
Группа струнных смычковых инструментов. Общие и отличительные особенности струнных смычковых. Их сольное и ансамблевое звучание.
Музыкальный материал: Н. Римский- Корсаков. Полет шмеля. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание); А. Дворжак. Мелодия (слушание); Е. Дога. Вальс. Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (слушание); Р. Бойко, стихи И. Михайловой. Скрипка (пение)
Особенности музыкального содержания, «рассказанного» музыкальными инструментами: С. Прокофьев. «Петя и волк». Знакомство с группой деревянных духовых инструментов, а также некоторыми ударными инструментами (большим барабаном и литаврами).
Музыкальный материал: С. Прокофьев. Петя и волк. Симфоническая сказка (слушание); В. Шаинский, стихи Ю. Энтина. В мире много сказок (пение)
Музыкально- патриотическая тема. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Музыка в годы войны. Песни военного времени, их огромное значение для укрепления силы духа русского народа.
Музыкальный материал: Р. Шуман. Грезы. Из фортепианного цикла «Детские сцены» (слушание); Д. Тухманов, стихи В. Харитонова. День Победы (слушание, пение); Т. Попатенко, стихи И. Черницкой. Вот какая бабушка (пение);Д. Тухманов, стихи А. Поперечного. Аистна крыше (пение);Солдатушки, бравы ребятушки. Русская народная песня (пение)
Закрепление через изображение и поэтический текст в учебнике понятия ансамбль.
Акцентирование внимания на слаженности ансамблевого исполнения. Проблемная постановка вопроса, в результате которой учащиеся приходят к верному выводу: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
Музыкальный материал: А. Зацепин, стихи А. Дербенева. Волшебник (пение); М. Минков, стихи Ю. Энтина. Да здравствует сюрприз! (пение)
Знакомство по изображению с выдающимися отечественными музыкантами — С. Рихтером, Д. Ойстрахом, И. Козловским. Главные отличительные особенности их исполнительского мастерства. Прослушивание произведений в их исполнении.
Музыкальный материал: С. Рахманинов. Прелюдия си бемоль мажор, соч. 23 № 2 (в исполнении С. Рихтера, слушание); К. Сен СансРондо- каприччио. Из цикла «Интродукция и рондо-каприччио для скрипки и оркестра». Фрагмент (в исполнении Д. Ойстраха, слушание);М. Мусоргский. Сцена с Юродивым. Из оперы «Борис Годунов». Фрагмент (в исполненииИ. Козловского, слушание);Музыканты. Немецкая народная песня(пение)
Знакомство по изображениям с ведущими концертными залами мира — Большим залом Московской консерватории, Московским международным Домом музыки, Санкт Петербургской филармонией (Россия); Карнеги-холл (США); Альберт- холл (Англия).
Знакомство с жанром концерта (на примере Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского).
Музыкальный материал: П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть, кода (слушание); Песенный материал по выбору учителя (учащихся).
Содержание 4 класс «Музыкальное путешествие»
Образы России в творчестве русского композитора С. Рахманинова. Отражение темы родины в его произведениях.
Музыкальный материал: С. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. I часть. Фрагмент (слушание); Д. Тухманов, стихи М. Ножкина. Россия (слушание); Е. Тиличеева, стихи Л. Шибицкой. Родина моя (пение)
Знакомство по изображениям и материалам учебника с представителями Балакиревскогокружка. Мотивы творческого объединения членов «Могучей кучки».Исторические идеи, идеи народности в опере М. Мусоргского «Хованщина» (на примере Вступления к опере).
Некоторые особенности стихосложения в вокальном творчестве М. Мусоргского.
Музыкальный материал: М. Мусоргский. Рассвет на Москве- реке.
Вступление к опере «Хованщина» (слушание); М. Мусоргский. С няней. Из вокального цикла «Детская» (слушание); М. Мусоргский, стихи А. Плещеева. Вечерняя песня (пение) Воплощение восточных сказок, песен и плясок в творчестве композиторов- членов
«Могучей кучки».
Музыкальный материал: Н. Римский- Корсаков. Тема Шахриара; Тема Шехеразады; Тема моря. Из симфонической сюиты «Шехеразада» (слушание); А. Бородин. Половецкая пляска с хором Из оперы «Князь Игорь» (слушание)
Воссоздание истории, быта, обрядов и праздников украинского народа в музыке. Знакомство с украинским народным танцем гопаком, а также украинским народным музыкальным инструментом бандурой.
Музыкальный материал: М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка» (слушание); Нiч яка мiсячна. Украинская народная песня(слушание, участие в исполнении); Н. Лысенко. Элегия (слушание); Ой, в лесу есть калина. Украинская народнаяпесня (пение)
Белорусская народная музыка: ее характер, условия бытования. Музыка о Белоруссии, посвященная событиям Второй мировой войны. Знакомство с белорусским народным музыкальным инструментом цимбалами.
Музыкальный материал: А. Пахмутова, стихи Н. Добронравова.Белоруссия (пение);
Бульба. Белорусская народная плясовая песня (слушание, пение);Кума моя, кумочка. Белорусская народная песня (пение);Реченька. Белорусская народная песня (пение)
Гений мировой музыкальной культуры Фридерик Шопен. Фортепиано в творчестве
Шопена. Знакомство с польским народным танцем краковяк.
Музыкальный материал: Ф. Шопен. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. II и III части. Фрагменты (слушание); О. Девочкина, стихи Г. Якуниной. Осень (пение); В. Серебренников, стихи В. Степанова. Осенней песенки слова (пение)
Национальный польский танец полонез: его происхождение, условия бытования и исполнения. Соотнесение и сравнение двух полонезов — «Прощание с родиной» М. Огиньскогои Полонеза из оперы М. Глинки «Жизнь за царя» на уровне жанра, характеров. Установление причин их сходства и отличий.
Музыкальный материал: М. Глинка. Полонез. Из оперы «Жизнь за царя» (слушание);
М. Огиньский. Полонез (слушание);Г. Струве, стихи В. Викторова. Полонездружбы (пение, танцевальная импровизация)
Италия — страна- хранительница величайших культурно- исторических ценностей (краткий художественно- исторический экскурс). Италия — родина оперы, родина бельканто. Чудо- город Венеция. Музыкальноепосвящение М. Глинки — романс «Венецианская ночь». Знакомство с жанром баркаролы.
Музыкальный материал: М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь (слушание);
Санта Лючия. Итальянская народная песня (пение)
Роль оперы в жизни итальянского народа. Значение музыки Дж. Верди в годы оккупации Италии австрийскими войсками. Важнейшие отличительные особенности произведений Верди — сила духа, стремление к свободе, призыв к борьбе.
Музыкальный материал: Дж. Верди. Марш. Из оперы «Аида» (слушание); В путь. Итальянская народная песня (пение).
Австрия — крупнейший музыкальный центр Европы. Композиторы — венские классики: Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. Расцвет ряда жанров в их творчестве. Знакомство с жанром квартета. Соединение драматизма и лирики в произведениях В. А. Моцарта (на примере арии Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта»).
Музыкальный материал: Й. Гайдн. Квартет ре минор, соч. 76 № 2. IV часть (слушание); В. А. Моцарт. Ария Царицы ночи. Из оперы «Волшебная флейта» (слушание); Й. Гайдн, русский текст Я. Синявского Мы дружим с музыкой (пение)
Индивидуально- характерные стилевые особенности творчества композиторов — венских классиков. Лирические образы в музыке В. А. Моцарта. Роль мелодического начала в его сочинениях. Знакомство с жанром симфонии: композиционное строение, исполнительский коллектив (симфонический оркестр).
Музыкальный материал: В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть. Экспозиция (слушание); В. А. Моцарт. Хор «Послушай, как звуки хрустально чисты». Из оперы «Волшебная флейта» (слушание, пение)
Героико- драматический пафос музыки Л. Бетховена. Фортепиано — ведущий солирующий инструмент в эпоху венского классицизма. Знакомство с жанром сонаты.
Музыкальный материал: Л. Бетховен. Соната № 8 «Патетическая» для фортепиано. I часть. Экспозиция (слушание); Л. Бетховен, стихи Г. Пфеффель. Свободный человек (пение)
Важнейшие вехи жизни и творчества Ф. Шуберта. Знакомство с песенными и танцевальными жанрами в творчестве Шуберта.Знакомство с простой двухчастной формой в музыке. Особенности ее строения, не контрастность разделов.
Музыкальный материал: Ф. Шуберт. В путь. Из вокального цикла «Прекрасная мельничиха» (слушание); Ф. Шуберт. Два вальса для фортепиано (слушание);
Ф. Шуберт. Музыкальный момент фа минор, соч. 94 № 3 (слушание); Ф. Шуберт, стихи В. Скотта. АvеМаria(пение)
Содержательные особенности композиторского творчества И. С. Баха. Роль и место органа в музыке Баха; органные импровизации. Знакомство с жанром токкаты.
Музыкальный материал: И. С. Бах. Токката ре минор. Из цикла «Токката и фуга» для органа (слушание);И. С. Бах, стихи Т. Комарницкой. Осень (пение); И. С. Бах, русский текст М. Ивенсен. Зима (пение)
Темы и персонажи в произведениях искусства Норвегии. Содержательные особенности творчества Э. Грига.
Музыкальный материал: Э. Григ. В пещере горного короля; Песня Сольвейг. Из музыки к драме Г. Ибсена («Пер Гюнт» (слушание); Э. Григ, стихи А. Мунка. Заход солнца (пение);
Волшебный смычок. Норвежская народнаяпесня (пение); Камертон. Норвежская народная песня,обработка Г. Струве (пение)
Полисемичность слова дорога. Духовные и исторические события в «памяти» русских дорог. Отражение темы дороги в произведениях искусства.
Музыкальный материал: П. Чайковский. Симфония № 1 «Зимние грезы». I часть. Фрагмент (слушание); А. Алябьев, стихи А. Пушкина. Зимняя дорога (пение)
Знакомство с жанром ноктюрна: значение слова ноктюрн, особенности содержания, воплощение содержания в средствах музыкальной выразительности. Жанр ноктюрна в творчестве Ф. Шопена.
Музыкальный материал: Ф. Шопен. Ноктюрн ре бемоль мажор, соч. 27 № 2 (слушание)
Ф. Шопен, стихи С. Витвицкого. Весна (пение)«Революционный этюд» Ф. Шопена как пламенный отклик на события национально- освободительного восстания в Польше 1830 г. Сравнение двух произведений Шопена — ноктюрна ре бемоль мажор и «Революционного этюда» — с точки зрения воплощения контрастных музыкальных образов.
Музыкальный материал: Ф. Шопен. Этюд до минор «Революционный», соч. 10 № 12 (слушание); А. Броневицкий, стихи В. Беккера. Сердце Шопена (пение)
Народный танец- шествие карнавал. Карнавал в Италии: его характер, атрибутика, персонажи. Тема карнавала в одноименном фортепианном произведении Р. Шумана (на примере пьес «Арлекин» и «Пьеро»). Психология образа в романсе К. Дебюсси «Пьеро».
Музыкальный материал: Р. Шуман. Арлекин; Пьеро. Из фортепианного цикла «Карнавал» (слушание); К. Дебюсси, стихи Т. Банвиля. Пьеро (слушание); Н.Савичева, стихи В. Куксова. Песня о цирке (пение)
Воплощение сказочных (фантастических) образов подводного царства в музыке.
Сравнение музыкальных образов — Н. Римский-Корсаков «Шествие чуд морских» и Р. Щедрин «Золотые рыбки» — с точки зрения воплощения в них процесса и результата музыкального развития.
Музыкальный материал: Н. Римский- Корсаков. Шествие чуд морских Из оперы «Садко» (слушание); Р. Щедрин. Вариация золотых рыбок Из балета «Конек- горбунок» (слушание); Г. Фиртич, стихи Е. Чеповецкого. Песня о названиях кораблей (пение). Витражи в области изобразительных искусств и в музыке. Эффекты «музыкального витража» в музыке О. Мессиана.
Игра красок в музыке органного цикла Мессиана «Рождество Господне».
Музыкальный материал: О. Мессиан. Пастухи (№ 2). Из органного цикла «Рождество Господне» (слушание); Г. Фрид, стихи А. Бродского. Ветер (пение)
Тема Востока в творчестве О. Мессиана: «Турангалила- симфония». Смысловые грани названия произведения, особенности композиции, оригинальность инструментовки.
Грандиозность музыкального действия в кульминационной части симфонии «Ликование звезд».
Музыкальный материал: О. Мессиан. Ликование звезд. V часть Из «Турангалилы_симфонии» (слушание); В. Шаинский, стихи С. Козлова. Облака (пение)
Группы музыкальных инструментов, входящих в состав симфонического оркестра.
Родство инструментов внутри каждой группы. Тембровые особенности (возможности) звучания инструментов симфонического оркестра.
Музыкальный материал: Б. Бриттен. Вариации и фуга на тему Перселла («Путеводитель по оркестру для молодежи») (слушание); А. Сальери. Втроем как один (пение); Е. Адлер, стихи В. Семернина. Наш оркестр (пение)
Претворение мифа о Прометее в поэме огня А. Скрябина «Прометей». Прометеев аккорд.
Введение световой строки в партитуру поэмы. Воплощение «громадного лучезарного подъема» средствами симфонического оркестра и хора.
Музыкальный материал: А. Скрябин. Прометей. Кода (слушание); Г. Струве, стихи В. Орлова. Учитесь держаться в седле (пение)
Продолжение начатого в 3 классе знакомства с важнейшими правилами, адресованными Р. Шуманом юным музыкантам.
Музыкальный материал: повторение песенного материала по выбору учителя (учащихся)
Рождение джаза в Америке. Ритм как первооснова джазовой музыки. Группа солирующих инструментов и ритмическая группа джаз- банда. Претворение джазовых ритмов, интонаций, тембров в опере Дж. Гершвина «Порги и Бесс».
Музыкальный материал: Дж. Гершвин. Вступление; Песня Порги Из оперы «Порги и Бесс» (слушание); Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Джаз (пение, игра на детских музыкальных инструментах); Р. Бойко, стихи В. Викторова. Дело было в Каролине (пение)
Знакомство с жанром мюзикл: специфика содержания, особенности композиционного строения.
Музыкальный материал: Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.Музыкальные фрагменты из кинофильма «Звуки музыки» (слушание, участие в исполнении) В. Семенов. Когда я стану миллионером Из мюзикла «Том Сойер и другие» (пение)
Культурно- исторические памятники Парижа. Музыкальный Париж: многообразие стилей и жанров. Роль песни в исполнительском творчестве Э. Пиаф.
Музыкальный материал: Я ни о чем не жалею; Под небом Парижа; Гимн любви. Песни из репертуара Э. Пиаф (слушание); В. Косма. Музыка к кинофильмам «Игрушка», «Папаши» (слушание); Э. Морриконе. Музыка к кинофильму «Профессионал» (слушание); КадэРуссель. Французская народная песня (пение); Пастушка. Французская народная песня(пение)
Междисциплинарная тема. Отражение явления белых ночей в произведениях искусства: прозе, поэзии, музыке. Соотнесение и сравнение образов художественных произведений.
Художественный материал:
П р о з а К. Паустовский. Белая ночь. Фрагмент.
П о э з и я А. Пушкин. Медный всадник. Фрагмент.
М у з ы к а П. Чайковский. Май. Белые ночи. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание).
Основные виды учебной деятельности школьников.
Слушание музыки.Опытэмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.
Пение.Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведении. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование.Коллективноемузицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение.Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально- пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений.Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
Песенный репертуар: Г. Портнов, стихи Е. Гвоздева. Белые ночи (пение)
Москва — крупнейший исторический, научный и культурный центр России и в мире (краткий культурно-исторический экскурс).Страницы истории, связанные с Москвой, запечатленные в произведениях литературы и искусства.
Музыкальный материал: П.Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год». Фрагмент (слушание); О. Газманов. Москва (слушание, пение); А. Петров, стихи Г. Шпаликова. Я шагаю по Москве (слушание, пение); Г. Свиридов, стихи А. Барто. Песня о Москве (пение); М. Ройтерштейн, стихи И. Бурсова. У Кремлевской стены (пение)
Гимн Российской Федерации — звучащий символ государства. Знакомство с жанром гимна, характером его содержания и исполнения.
Музыкальный материал: А. Александров, стихи С. Михалкова. Государственный гимн Российской Федерации (слушание, пение); Р. Тульбович, стихи Л. Глазковой. Детям мира (пение); С. Смирнов. Не грусти, улыбнись и пой (пение)
Прогулка (№1)
Тема урока
Прогулка
Количество часов
1
Тип урока
Ознакомительный
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Исследовать интонационно- образную природу музыкального искусства
Подбирать музыкально-ритмические движения
Вид контроля. Измерители
Наблюдение
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Дата проведения
План:
Факт:
Картинки с выставки (№2)
Тема урока
Картинки с выставки
Количество часов
1
Тип урока
Лекция
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Определять жизненную основу музыкальных интонаций.
Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки и эмоционально откликаться на них.
Вид контроля. Измерители
Самостоятельная работа
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Дата проведения
План:
Факт:
Осенины (№3)
Тема урока
Осенины
Количество часов
1
Тип урока
Лекция
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Воплощать художественно-образное содержание народной музыки в пении и танце
Вид контроля. Измерители
Работа в тетрадях
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Дата проведения
План:
Факт:
Композитор-сказочник Н. А. Римский-Корсаков (№4)
Тема урока
Композитор-сказочник Н. А. Римский-Корсаков
Количество часов
1
Тип урока
Лекция
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведении
Играть на детских музыкальных инструментах.
Воплощать образное содержание музыки в рисунке
Вид контроля. Измерители
Работа в тетрадях
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Дата проведения
План:
Факт:
В оперном театре (№5)
Тема урока
В оперном театре
Количество часов
1
Тип урока
Лекция
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Выявлять главные отличительные особенности оперного жанра.
Определять характер музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике.
Вид контроля. Измерители
Наблюдение
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Дата проведения
План:
Факт:
Осень: поэт-художник-композитор (№6)
Тема урока
Осень: поэт- художник- композитор
Количество часов
1
Тип урока
Лекция
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Ориентироваться в родах деятельности представителей искусства — поэтов, художников, композиторов.
Сравнивать образное содержание произведений музыки, поэзии, живописи на уровне темы, выявлять признаки сходства и отличия
Вид контроля. Измерители
Работа в тетрадях
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Дата проведения
План:
Факт:
Весело-грустно (№7) и (№8)
Тема урока
Весело-грустно
Количество часов
2
Тип урока
Лекция
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Распознавать мажорное и минорное звучание музыкальных произведений, выявлять ладовый контраст (мажор — минор).
Передавать в цветовом изображении радостное настроение
Вид контроля. Измерители
Самостоятельная работа
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Дата проведения
План:
Факт:
Озорные частушки (№9)
Тема урока
Озорные частушки
Количество часов
1
Тип урока
Лекция
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Распознавать жанр частушки.
Воплощать характер содержания частушек в пении
Вид контроля. Измерители
Самостоятельная работа
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Дата проведения
План:
Факт:
Мелодия - душа музыки (№10)
Тема урока
Мелодия - душа музыки
Количество часов
1
Тип урока
Лекция
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Понимать художественно-выразительное значение мелодии как важнейшего средства музыкального языка.
Воплощать выразительность мелодии в пении
Вид контроля. Измерители
Наблюдение
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Дата проведения
План:
Факт:
«Вечный солнечный свет в музыке-имя тебе Моцарт!» (№11)
Тема урока
«Вечный солнечный свет в музыке-имя тебе Моцарт!»
Количество часов
1
Тип урока
Лекция
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведении
Сравнивать характеры мелодий в музыкальных произведениях разных композиторов.
Вид контроля. Измерители
Наблюдение
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Дата проведения
План:
Факт:
Музыкальная интонация (№12)
Тема урока
Музыкальная интонация
Количество часов
1
Тип урока
Лекция
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.
Передавать в пении различные музыкальные интонации
Вид контроля. Измерители
Наблюдение
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Дата проведения
План:
Факт:
Ноты долгие и короткие (№13)
Тема урока
Ноты долгие и короткие
Количество часов
1
Тип урока
Лекция
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Ориентироваться в нотном письме как графическом изображении интонаций
Применять интонационно- мелодические особенности музыки в пении
Вид контроля. Измерители
Работа в тетрадях
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Дата проведения
План:
Факт:
Величественный орган (№14)
Тема урока
Величественный орган
Количество часов
1
Тип урока
Лекция
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Распознавать по изображению музыкальный инструмент орган, отличать на слух его тембровую окраску.
Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведении
Вид контроля. Измерители
Наблюдение
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Дата проведения
План:
Факт:
«Балло» означает «танцую» (№15)
Тема урока
«Балло» означает «танцую»
Количество часов
1
Тип урока
Лекция
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Выявлять главные отличительные особенности жанра балет.
Наблюдать за процессом развития в балетной музыке
Вид контроля. Измерители
Наблюдение
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Дата проведения
План:
Факт:
Рождественский балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» (№16)
Тема урока
Рождественский балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»
Количество часов
1
Тип урока
Самостоятельная работа
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведении
Вид контроля. Измерители
Самостоятельная работа
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Дата проведения
План:
Факт:
Зима: поэт-художник-композитор (№17)
Тема урока
Зима: поэт-художник-композитор
Количество часов
1
Тип урока
Лекция
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Сравнивать образное содержание произведений музыки и живописи на уровне темы, выявлять признаки сходства и отличия.
Воплощать эмоциональное отношение к музыкальным образам в рисунке.
Вид контроля. Измерители
Работа в тетрадях
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Дата проведения
План:
Факт:
Для чего нужен музыкальный размер? (№18) и (№19)
Тема урока
Для чего нужен музыкальный размер?
Количество часов
2
Тип урока
Лекция
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Соотносить метрические характеристики с жанровыми особенностями музыкальных произведений (танцевальные жанры).
Соотносить музыкально- ритмические движенияс заданными критериями
Вид контроля. Измерители
Наблюдение
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Дата проведения
План:
Факт:
«Марш Черномора» (№20)
Тема урока
«Марш Черномора»
Количество часов
1
Тип урока
Самостоятельная работа
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Соотносить метрические характеристики с жанровыми особенностями музыкальных произведений (маршевые жанры).
Определять образное сходство и различия разделов одного музыкального произведения
Вид контроля. Измерители
Самостоятельная работа
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Дата проведения
План:
Факт:
Инструмент-оркестр. Фортепиано (№21)
Тема урока
Инструмент-оркестр. Фортепиано
Количество часов
1
Тип урока
Лекция
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Распознавать звучание разных регистров фортепиано.
Выявлять тембровые аналогии между звучанием фортепиано и звучанием некоторых инструментов симфонического оркестра
Вид контроля. Измерители
Наблюдение
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Дата проведения
План:
Факт:
Музыкальный аккомпанемент (№22)
Тема урока
Музыкальный аккомпанемент
Количество часов
1
Тип урока
Самостоятельная работа
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Определять выразительные и изобразительные особенности музыкального аккомпанемента в процессе слушания.
Сравнивать различные ритмические рисунки в музыкальных произведениях по заданным критериям, обнаруживать их выразительные отличия.
Играть на детских музыкальных инструментах
Вид контроля. Измерители
Самостоятельная работа
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Дата проведения
План:
Факт:
Праздник бабушек и мам (№23)
Тема урока
Праздник бабушек и мам
Количество часов
1
Тип урока
Самостоятельная работа
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Определять авторов изученных музыкальных произведений.
Передавать эмоциональное состояние к музыкальному образу в пении
Вид контроля. Измерители
Самостоятельная работа
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Дата проведения
План:
Факт:
«Снегурочка» - весенняя сказка Н. А. Римского-Корсакова (№24) и (№25)
Тема урока
«Снегурочка» - весенняя сказка Н. А. Римского-Корсакова
Количество часов
2
Тип урока
Лекция
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведении
Исполнять ритмический аккомпанемент к песне
Вид контроля. Измерители
Работа в тетради
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Дата проведения
План:
Факт:
Диезы, бемоли, бекары (№26)
Тема урока
Диезы, бемоли, бекары
Количество часов
1
Тип урока
Лекция
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Распознавать особенности знаков альтерации в музыке.
Воплощать в музыкально-пластическом движении характер
Вид контроля. Измерители
Мелодии
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Дата проведения
План:
Факт:
«Где это видано...» (№27)
Тема урока
«Где это видано...»
Количество часов
1
Тип урока
Лекция
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл
Инсценировать песню
Вид контроля. Измерители
Работа в тетради
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Дата проведения
План:
Факт:
Весна: поэт-художник-композитор (№28)
Тема урока
Весна: поэт-художник-композитор
Количество часов
1
Тип урока
Лекция
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Сравнивать содержание произведений музыки, поэзии и живописи на уровне темы; выявлять моменты сходства.
Воплощать в цветовом решении эмоциональное отношение к музыкальному образу
Вид контроля. Измерители
Самостоятельная работа
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Дата проведения
План:
Факт:
Звуки-краски (№29)
Тема урока
Звуки-краски
Количество часов
1
Тип урока
Лекция
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.
Наблюдать за контрастами состояний в музыкальном произведении
Вид контроля. Измерители
Наблюдение
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Дата проведения
План:
Факт:
Звуки клавесина (№30)
Тема урока
Звуки клавесина
Количество часов
1
Тип урока
Лекция
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Распознавать по изображению музыкальный инструмент клавесин, а также узнавать на слух его тембровую окраску.
Определять черты общности между различными клавишными инструментами.
Вид контроля. Измерители
Наблюдение
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Дата проведения
План:
Факт:
Тембры-краски (№31)
Тема урока
Тембры-краски
Количество часов
1
Тип урока
Лекция
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Распознавать музыкальные инструменты: орган, клавесин, фортепиано, арфу, колокольчики, а также узнавать на слух их звучание
Вид контроля. Измерители
Наблюдение
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Дата проведения
План:
Факт:
«Эту музыку легкую... называют эстрадною...» (№32)
Тема урока
«Эту музыку легкую... называют эстрадною...»
Количество часов
1
Тип урока
Лекция
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Распознавать музыкальные инструменты: саксофон, электрогитару, а также узнавать на слух их звучание
Вид контроля. Измерители
Наблюдение
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Дата проведения
План:
Факт:
Музыка в детских кинофильмах (№33)
Тема урока
Музыка в детских кинофильмах
Количество часов
1
Тип урока
Самостоятельная работа
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Размышлять и рассуждать о выразительных и изобразительных возможностях музыки в детских кинофильмах
Исполнять песни из кинофильмов
Вид контроля. Измерители
Самостоятельная работа
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Дата проведения
План:
Факт:
Музыкальные театры мира (№34)
Тема урока
Музыкальные театры мира
Количество часов
1
Тип урока
Лекция
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Распознавать ведущие музыкальные театры мира
Вид контроля. Измерители
Наблюдение
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Дата проведения
План:
Факт: